Детские тревоги и самооценка, связанные со школой

Адаптация и тревога

Прежде всего, давайте определимся, до какого момента тревоги о школьных успехах и соответствии правилам поведения являются нормой, и в какой момент они превращаются в настоящую проблему, мешающую детям учиться, посещать школу, взаимодействовать с учителями и одноклассниками.

 Наши детские психологи найдут подход к любому ребенку 

Исследования психологии ребенка показывают, что в период адаптации к школе (от одного до трех месяцев в начале первого класса) у большинства детей отмечается повышение уровня тревоги и снижение самооценки. И это вполне понятно — первоклассник оказывается в новой для него системе отношений и правил, которым необходимо соответствовать. И соответствовать на достаточно хорошем уровне! Это не просто и требует сил, времени и новых навыков. Мы знаем, что в подавляющем большинстве первых классов дети в этот период учатся без отметок. Однако все маркирующие успешность значки (наклейки, «солнышки», улыбающиеся и строгие человечки) дети воспринимают как оценки. Первоклассники довольно быстро научаются определять, на какую оценку «тянет» значок, часто не без помощи родителей. Отсутствие же значков вызывает беспокойство и воспринимается как отсутствие обратной связи — непонятно, хорошо или плохо выполнено задание. При этом ни высокая, ни низкая успеваемость первоклассников не связана с уровнем тревоги, ей подвержены дети с самыми разными уровнями успеваемости.

По окончании периода адаптации часть детей может вернуться к нормальному для их возраста уровню самооценки и испытывать в связи со школой только ситуативную тревогу. То есть волноваться перед контрольной, например, что вполне понятно. Около же 30% учеников остаются в состоянии повышенного беспокойства вне зависимости от ситуации.

Если ваш школьник продолжает тревожиться и вы находите более трех проявлений, характерных для высокого уровня школьной тревожности — это повод принимать меры и искать психолога для ребенка.

Как понять, что уровень школьной тревожности высок?

В этом вам окажет помощь детский психолог, но основные параметры вы можете оценить и сами: можно предполагать избыток школьной тревожности, если ученик:

  • отказывается ходить в школу либо прогуливает уроки втайне от родителей;
  • отказывается выполнять выглядящие трудными задания, потому что «все равно ничего не получится», его крайне трудно уговорить попробовать, хотя объективно ученик в состоянии задание выполнить;
  • чрезмерно старателен при выполнении задания, впадает в панику при малейшей ошибке или помарке;
  • стал явно более раздражительным или ребенок демонстрирует агрессивное поведение;
  • появилась несвойственная ему ранее рассеянность, трудно сконцентрироваться на выполнении заданий;
  • не общается или крайне мало общается с одноклассниками и учителями;
  • ребенок боится обращаться к учителю с вопросом или просьбой;
  • часто болеет простудными заболеваниями (более 10 раз в год).

Сюда же можно отнести неврозы у детей: появление энуреза, частых позывов к мочеиспусканию, болей в животе или головных болей у ребенка в висках без выраженных органических причин (вы обратились к врачу и у него не было обнаружено объясняющих симптом заболеваний).

Заниженная самооценка

В начальной школе характерны страхи забыть или потерять принадлежности для учебы, опоздать на урок, панический страх плохих оценок, «ступор» при необходимости отвечать в классе. Очевидно, что причиной тому — неуверенность в себе, важно, чтобы эта неуверенность не привела к проблеме заниженной самооценке.

У старшеклассников одним из проявлений высокого уровня тревоги могут быть попытки проявления нарушенного поведения подростка (курение, прием алкоголя, вызывающее поведение и пр.) на общем благополучном семейном и социальном фоне.

Самооценка и помощь детского психолога

Первое, что можно сделать для того, чтобы ваш будущий первоклассник не страдал от высокого уровня тревоги — отправить его в школу тогда, когда он к ней готов. Причем готов не только интеллектуально (умеет читать, писать, считать и пр.), но и психологически.

Для поступления в школу будущий ученик должен уметь сохранять относительную неподвижность на протяжении всего урока (30-40 минут), быть способным сконцентрироваться на выполнении заданий, понимать необходимость соблюдения правил и быть в силах их выполнять, а главное, хотеть учиться и обладать учебной мотивацией. Это значит, что на вопрос «что для тебя интересно в школе?» ученик может искренне дать ответ о желании обладать новыми знаниями и умениями, но не о веселых играх на переменках и наличии собственных принадлежностей для учебы. Психологическая неготовность к школе, как правило, провоцирует снижение самооценки, плохое отношение к любому учебному процессу и высокую тревожность, поскольку ученик чувствует, что не в силах соответствовать предъявляемым требованиям.
 

 
Как же повысить самооценку и уверенность в себе?

Хорошим способом профилактировать школьную тревожность может стать обучение детей сравнивать себя с собой раньше (неделю, месяц, год назад), а не с другими детьми. И здесь очень важно, чтобы родители и бабушки с дедушками не занимались показательными сравнениями с соседскими Ванечками и Машеньками, которые в 4 года уже читают, считают, поют и играют на всех возможных музыкальных инструментах. Такой способ оценки собственных способностей и умений поддерживает желание развиваться и наглядно показывает, что усилия не напрасны (в прошлом месяце я не умел считать до 100, а теперь умею — я смог научиться!).

Кроме того, если вы обратитесь к детскому психологу, он проведет психологическую диагностику тревожности детей, выявит конкретные проблемы и ошибки, после чего самооценка и уверенность в себе ваших детей вырастут в разы.

И еще один доступный способ профилактики — уделять больше внимания не ошибкам и неудачам, а успехам. Важно показывать детям, что ошибки в процессе учебы неизбежны и полезны, а фокусироваться стоит на том, что сделано хорошо. Ошибки же — всего лишь маркер того, что стоит разобрать/понять/выучить.

Что делать, если ваш ребенок уже страдает от школьной тревожности?

Во-первых. Честно ответить себе на вопрос — а насколько сильно мы (мама, папа, бабушка) тревожимся об успеваемости наших детей? Не кажутся ли нам успехи в школе самыми главными в жизни детей, однозначно определяющими всю их дальнейшую судьбу и жизнь? Если оба ответа положительные и вы не представляете свое чадо не только двоечником, но даже и хорошистом — это повод разобраться со своей тревогой, продумать и назвать все самое страшное, что может случиться, если он будет плохо учиться и найти весомые опровержения вашим страхам. Излишняя тревога у родителей в связи с успеваемостью детей — достаточно частый повод для консультирования по психологическим вопросам, к тому же эффективно решаемый. А снижение родительской тревоги помогает детям снизить высокий уровень требований к себе и, как следствие, часто повышает качество учебы — силы перестают уходить на совладание с тревогой. В этом эффективную помощь может оказать психолог для детей и родителей.

Во-вторых. Проговорить с учеником причины, вызывающие у него тревоги или страхи в школе и найти совместные решения для этих сложных ситуаций.

    • Возникает «ступор» при вызове к доске — давай поиграем дома в школу, потренируемся отвечать, когда на тебя смотрят, и попросим учителя пару месяцев спрашивать тебя с места.
    • Боишься опоздать на урок — давай вместе посмотрим, сколько времени достаточно на сборы в школу и дорогу, и я помогу тебе контролировать время.
    • Боишься получить плохую оценку — давай посмотрим, что может случиться самое страшное в этом случае? Давай заранее решим, какая помощь может тебе потребоваться, чтобы разобраться с темой, по которой получена плохая оценка и я обещаю, что не буду тебя ругать. И т. п.

Очень важно в каждой ситуации, когда дети справляются с тревогой и новый способ срабатывает — подчеркивать это. Если же что-то не получилось — разбираться в причинах тревоги и искать новые способы решить проблему вместе.

В-третьих.  Договориться о нижнем уровне требований, которые школьник в состоянии выполнить и на которые может согласиться родитель (без повышения собственной тревоги). Определить этот уровень как начальный и осваивать каждый следующий постепенно, только после полного освоения предыдущего. Например, нулевая отметка — «тройки в четверти по всем предметам». Это уровень, который не является идеальным, не очень радует всех участников учебного процесса, но ученик в состоянии ему соответствовать. Получилось лучше — отлично, получилось пока так — терпимо. После того как удалось учиться без двоек — переходим на следующую ступень, определяем ее, как «тройки в четверти по всем предметам, кроме рисования и математики — по этим предметам не ниже 4». Понятно, что нулевая отметка и выбор предметов, по которым показатели должны повышаться, выбираются в соответствии с возможностями и способностями каждого из детей. Постепенно ваш школьник при вашей поддержке сможет достичь приемлемой успеваемости и получит навык постановки и последовательного достижения ясных и четких целей.

Если вам не удается добиться улучшения состояния школьника ни одним из описанных способов, либо основные проявления тревожности у него телесные (частые заболевания, боли, энурез у детей и пр.), либо к основным проявлениям тревоги добавляются навязчивые действия, ритуалы и ночные кошмары — это повод обратиться как можно раньше за консультацией для ребенка к детскому психологу или детскому психотерапевту в СПб. В отсутствие квалифицированной помощи неудачные способы адаптации к учебному процессу могут закрепляться и в дальнейшем молодой человек будет учиться все хуже, видеть в учебе все меньше смысла и искать возможности компенсации собственной неуспешности среди все более неприемлемых способов поведения.