Психолог, детский психолог
«Пойти к психологу? Зачем? Я сам себе психолог, я даже лучше других разбираюсь в людях!» — вот наиболее частые рассуждения, которые мы слышим почти каждый день. Однако, сотни тысяч людей по всему миру ежедневно обращаются к психологам за решением душевных и эмоциональных проблем. Психологи изучают такие понятия, как человеческое восприятие, эмоции, личность, поведение, отношения, внимание, мотивация, познание и т. д. Соответственно, существует достаточно большое количество направлений психологи:
- детская психология
- подростковая психология (педагог-психолог)
- медицинская (клиническая) психология
- семейная психология
- общая психология
- когнитивная психология
- экспериментальная психология
- социальная психология
- юридическая психология
- дифференциальная психология
- геронтопсихология
- психогенетика
- психолингвистика
- зоопсихология
- психология труда
- психология спорта
- психоанализ
Детская психология
занимается в основном вопросами развития ребенка дошкольного возраста, диагностирует соответствие уровня развития, навыков и речевых функций его возрасту. По необходимости решает вопросы коррекции поведения, в частности, такие как отсутствие контроля эмоций, энурез, энкопрез. Особое внимание детский психолог уделяет влиянию родительского воспитания на развитие ребенка, своевременной половой идентификации и построению продуктивных отношений со сверстниками. Для этого детский психолог использует довольно большой арсенал проективных и игровых методик, позволяющих безболезненно направлять и подталкивать развитие ребенка в нормальное русло.
Школьная психология
специализируется в области специальных знаний на основе интеграции психологии и педагогики. Кроме того, эти знания содержат также особенности национального и культурального контекста тех, кто нуждается в помощи в процессе обучения. Школьный психолог использует в своей работе множество вербальных и невербальных тестов, может проводить индивидуальные и групповые занятия, обучающие успешной коммуникации или методам повышения успеваемости. Существуют также некоторые клинические психологи, которые направляют свои усилия на проведение обширных исследований школьной среды для лучшего понимания человеческой психики. С собранными данными клинические психологи могут выступать с предложениями и рекомендациями, которые помогают школьным психологам понять связь между мыслями и соответствующими реакциями. Обучение и работа с педагогами по созданию и применению новых методов решения проблем, связанных с психическими заболеваниями, также является еще одной областью, которую часто исследуют школьные и клинические психологи. Обе профессии направлены на улучшение качества жизни людей, которые пользуются их консультативной помощью.
Клиническая психология
имеет широкую область деятельности, где общая практика требует проведения обширных исследований. Образование и практические знания клинического психолога дают ему возможность определить причины ненормального поведения или психологического расстройства, а затем адекватным вмешательством и профилактическими мерами помочь клиенту достичь лучшего качества жизни.
Семейная психология
– это отдельная область знаний, включающих в себя коммуникативные, личностные и сексуальные аспекты. Семейный психолог занимается по большей мере конфликтами в семьях, сложностями, связанными с воспитанием и послушанием детей, а также вопросами взаимопонимания и супружеской неверности. Как правило, супруги обращаются к семейному психологу с надеждой преодолеть сложный период в семейной жизни с наименьшими потерями и сохранить семью. Чаще всего, сохранить и укрепить семейные отношения удается, хотя это требует определенных усилий со стороны обоих супругов.
Общая психология
по большей части занимается изучением и развитием теоретических основ психологии. Не путайте: общая психология не является еще одним вновь открывшимся подразделом психологии, на самом деле это термин, используемый для идентификации области психологии вообще. Разница между общей психологией и клинической психологией заключается в том, что общая психология — это изучение психического поведения и психологических функций. В то время как клиническая психология — это не просто научное исследование, но еще один шаг вперед к диагностике, а затем и лечении психических заболеваний. Психологи в общей психологии пытаются понять человеческий разум — как он функционирует, как он реагирует, как его можно улучшить и как его можно поддерживать в стабильном состоянии.
Когнитивная и экспериментальная психология
изучают влияние психических процессов на функциональную деятельность человека. Вместе с когнитивными психологами изучением процессов занимаются и нейробиологи, и лингвисты, и логики с целью получения новых, более эффективных моделей обработки информации человеческим сознанием. Для этого изучаются параметры памяти и особенности внимания, влияющие на эффективность восприятия и скорость/объём запоминаемой информации.
Социальная психология
изучает и корректирует влияние окружающих людей на индивида. Она рассматривает такие понятия, ка внушаемость, конформизм и тенденция к подчинению окружающим. Социальная психология использует такие методы, как социометрия для изучения взаимовлияний в группах, позволяющие четко отслеживать комплекс влияния группы на индивида.
Юридическая психология
— раздел практической психологии, занимающийся психодиагностикой с целью выдачи клинической оценки личности для судебных органов. Также может оказывать помощь правоохранительным органам в создании психологического портрета преступника.
Дифференциальная психология
изучает различия психических процессов в однородных группах, в том числе однородных по этническому составу, а также различия между схожими индивидами. В плане изучения различий в индивидуальных особенностях характера и девиантном поведении, пересекается с областью медицинской психологии.
Геронтопсихология
занимается в основном психологической адаптацией пожилых людей к новым для них условиям, возникающим либо с ухудшением здоровья, либо с изменением режима жизни в пенсионный период, либо с тем и другим одновременно. Успешная адаптация к новым условиям позволяет клиентам вернуть ощущение полноценности жизни, и получать удовольствие от пребывания в новом статусе.
Психогенетика
изучает влияние генетической «памяти» на модели поведения тех, кто эту память унаследовал, практически повторяя модели поведения своих предков. Психогенетика, находясь на стыке генетики и психофизиологии, позволяет переосмысливать индивидуальные особенности клиента, помогая ему «отфильтровывать» наследственные особенности, оставляя только полезные унаследованные качества.
Психолингвистика
появившаяся как комплексная наука на стыке лингвистики и психологии, изучает вербальное общение с точки зрения особенностей языковых выражений в целях построения коммуникаций различных уровней и направленности. При этом основным предметом рассмотрения является личность носителя речи и неразрывная связь речевой и практической деятельности этой личности.
Зоопсихология
изучает психику и поведение животных, находящихся на определенной стадии развития. Практическое применение зоопсихологии имеет большое значение для понимания основ человеческой, в частности детской психологии. Кроме того, зоопсихология на стыке с детской и подростковой психологией позволяет организовать воздействие на детскую психику в процессе развития за счет общения с животными.
Психология труда и психология спорта
изучают и корректируют когнитивные процессы, внимание, концентрацию и память для улучшения трудовой деятельности и повышения уровня спортивных достижений. В процессе практической деятельности решаются проблемы успешного преодоления страхов и сложностей, связанных со спортивными и трудовыми достижениями.
Психоанализ
это трансформация, которая происходит в терапевтических отношениях, и которая не волшебна, но имеет отношение к созданию значения через слова, выражение эмоций и валидацию прошлых и настоящих чувств. В отличие от всех других форм психотерапии, в психоанализе основное внимание уделяется безопасности, сексуальности и симптому как способу достижения бессознательного. Этим симптомом может быть депрессия, тревога, алкоголизм, самоповреждение, выдергивание волос, беспорядочное поведение, расстройство пищевого поведения, хроническое вранье, неспособность поддерживать отношения, вспышки агрессии, обсессивно-компульсивное расстройство – клиент сам называет этот симптом. В процессе психоанализа клиент пытается понять, почему он делает то, что делает, и прорабатывает ситуацию вместе с психоаналитиком, который понимая природу процесса, проводит через него клиента. Таким образом, психоанализ работает через познание и самосовершенствование.