задайте вопрос специалисту

Как телефоны разрушают концентрацию у детей и… взрослых

Многозадачность приводит к упрощению мышления и увеличению времени, необходимого для выполнения задач.

Все мы знаем, что переписка при помощи смс или мессенджеров во время вождения имеют последствия, но как насчет сообщений при выполнении домашних заданий или другой работы?

Это то, что делают почти все дети. Но и большинство родителей также проверяют свои сообщения во время выполнения других задач. Если быть честными, у большинства из нас мобильный телефон всегда под рукой, когда мы на работе, и мы время от времени проверяем, не пришло ли что-нибудь новенькое. Защищая подобную практику, мы называем ее «многозадачностью». Но хорошо ли это или, может быть, все-таки плохо?

Довольно плохо согласно недавнему исследованию, которое показало, что простое присутствие смартфона снижает способность человека сосредоточиться. В ходе исследования магистранты, которых попросили оставить свои телефоны в другой комнате, лучше справились с когнитивными тестами, чем те, кого попросили активировать беззвучный режим и оставить телефоны на столе или в сумке экраном вниз.

В эксперименте даже те студенты, которые заявили, что осознанно не думали о своих телефонах, испытывали снижение когнитивной способности, что означает, что некоторые из отвлекающих факторов происходят на бессознательном уровне. К сожалению, это плохая новость для тех, кто считает, что телефон не отвлекает нас, когда мы работаем.

  

Но детские психологи считают, что беспокоиться стоит не о способности выполнять домашнюю работу, а о способности действительно думать о деятельности, связанной с домашней работой. Другими словами, дети могли бы сделать свою работу, если бы они могли сосредоточиться на ней. И хотя проблемы с домашним заданием вряд ли являются чем-то новым для детей, увлекательные новые технологии не облегчают ситуацию.

Отвлекающие устройства

Почему технические устройства так отвлекают? Для начала, большинство приложений и веб-контент спроектированы так, чтобы быть максимально удобными и захватывающими. Они атакуют нас уведомлениями, когда мы получаем новое сообщение или когда кто-то опубликовал что-то, что может нас заинтересовать. Это надежные источники проверки, которые сообщают нам, когда кому-то нравится то, что мы опубликовали.

И мы знаем, что всегда есть что-то новое, на что можно посмотреть. Даже если мы не слышали гудок, предупреждающий нас о чем-то новом, мы можем взволнованно тянуться к телефону, чтобы прокрутить постоянно обновляемые каналы, полные ярких картинок, броских заголовков и модных шуток, созданных специально для нас. Мы также можем чувствовать некоторое социальное давление, побуждающее нас соответствовать веяниям моды.

  

Но есть и некоторые менее очевидные причины, по которым дети могут особенно рьяно тянуться к телефону. Телефоны – это то место, где молодые люди сейчас много общаются, особенно когда они достигают подросткового возраста, когда их основными целями развития является создание индивидуальности отдельно от родителей и установление приоритетов дружбы со сверстниками – цели которые, как по заказу, соответствуют тому, чтобы часами сидеть в социальных сетях.

По сравнению с взрослыми дети также имеют менее развитую способность контролировать свои импульсы. Если их родителям иногда бывает трудно отключить телефон, представьте, как трудно ребенку или подростку, который борется с импульсивностью, сопротивляться проверке своего телефона. Приоритетность подготовки к завтрашнему тесту или начала работы над отчетом о прочитанной книге по сравнению с соцсетями сомнительна и не сможет выступить конкурентом смартфону.

Многозадачность

Многие взрослые и дети отстаивают идею о том, что, когда мы во время работы переписываемся в мессенджерах или отслеживаем каналы в соцсетях, мы все еще работаем – то есть, мы можем совмещать все сразу. Но нейропсихологи не уверены в том, насколько продуктивна многозадачность на самом деле. Более того, они считают, что наличие нескольких гаджетов у нас под рукой и их постоянная доступность, вероятно, является почти гарантией снижения нашей продуктивности и производительности.

  

Во-первых, есть то, что эксперты называют «задержкой возобновления». Это промежуток времени между тем, когда вы отвлеклись от выполнения задачи и когда вы возобновили ее реализацию. Переход между задачами не является гладким, и требуется время для сбора мыслей, чтобы возобновить свою предыдущую деятельность по выполнению задачи.

Исследование, проведенное в 2009 году в Стэнфорде, показало, насколько хорошо люди, считающие, что они обладают развитой многозадачностью, способны обрабатывать информацию. Людям, считавшимся многозадачными, оказалось, труднее игнорировать не относящиеся к делу, но отвлекающие вещи в окружающей среде. В результате при тестировании способности к переключению между задачами они действительно показали хуже результаты по сравнению с людьми, которые не были приучены работать в многозадачном режиме.

Иными словами, многозадачность подразумевает на самом деле то, что человек работает менее эффективно, даже если думает, что все наоборот. Это объясняется тем, что люди, распределяя свое внимание, не могут заниматься какой-то одной работой с той беглостью, которой они в противном случае могли бы обладать. Они также не могут свободно думать о том, как лучше всего решить необходимую задачу. То есть, дети начинают задание, постараются выполнить его, но не тратят время на то, чтобы исследовать разные способы его выполнения и выяснять, как выполнить задание лучше всего.

  

Хотя, конечно, работа может быть выполнена, но многозадачность сводит к минимуму креативность мышления и принуждает тратить больше времени на выполнение одной и той же работы. Тем не менее, если взрослым трудно это увидеть, то чего можно ожидать от детей?! Психологи аргументируют: если вы не установили дисциплинирующее расписание обучения и труда, трудно понять, с чем сравнивать ваши текущие результаты.

Дети с дефицитом внимания

Существует своего рода миф о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) как нельзя лучше подходят для многозадачности.

Но в действительности, многозадачность во время выполнения домашней работы может быть особенно трудной для детей с СДВГ.

Существует довольно убедительная литература, в которой говорится, что на самом деле никто не преуспел в многозадачности. Но в отношении детей с СДВГ также есть ряд предубеждений относительно их навыков и способностей. Так, вероятно, что они хуже справляются с многозадачностью, чем люди без СДВГ, хотя многие считают, наоборот, что лучше.

Вероятно это заблуждение возникло в связи с тем, что постоянная стимуляция, предлагаемая техническими устройствами, очень привлекательна для детей с СДВГ. Короткие всплески внимания с немедленным вознаграждением даются им легче, чем постоянное внимание. Но попытка сделать и то и другое одновременно – жонглирование домашней работой и онлайн общение – будет для них особенно трудной задачей.

  

Причина в том, что люди с СДВГ плохо справляются с исполнительными функциями (которые отражают навыки саморегуляции) и которые мы используем для таких вещей, как переключение между ситуациями, контроль над своими эмоциями и импульсивностью, а также для организации и составления планов. Все эти навыки являются неотъемлемой частью выполнения домашней работы, и они еще более ослабляются, когда мы распределяем наше внимание между несколькими задачами.

Одна из существенных психологических особенностей людей с СДВГ заключается в том, что они должны принимать обдуманные решения о том, как рационально использовать свои ресурсы, поскольку у них ограниченные ресурсы внимания и ограниченные возможности выполнять тяжелую работу по естественному обучению. Им просто нужно прикладывать больше усилий.

Учитывая, что дети с СДВГ особенно восприимчивы к стимуляции, которую обеспечивают технические устройства, и что сосредоточение внимания на домашней работе уже дается им труднее, успешно выполнить и то, и другое было бы невероятно сложно.

Не переключаясь

Очень важно установить домашний режим, который сводит к минимуму отвлекающие факторы, особенно если ваш ребенок испытывает трудности с вниманием или обнаружит, что его домашняя работа занимает гораздо больше времени, чем должна.

Пусть он знает, что цель режима состоит в том, чтобы сделать домашнюю работу легче и менее напряженной. Устранение отвлекающих факторов должно улучшить качество выполнения домашней работы и освободить больше свободного времени.

Если вашему ребенку трудно включиться в рабочий режим и поддерживать его, попробуйте определить регулярные перерывы, когда он сможет переключиться от домашней работы на проверку социальных сетей или мессенджеров. Но чтобы эффективность работы при этом не падала, перерывы должны быть запланированными и дискретными – они не могут перетекать в рабочее время, и в идеале должны проводиться вне учебного пространства, которое призвано служить местом сосредоточения.

Поддержание такой дисциплины не является естественной ни для детей, ни для взрослых.

  

Но обучение отключению от отвлекающих факторов – это жизненный навык, который приобретает все большее значение по мере того, как технологии становится все более увлекательными, а необходимость учиться и оставаться сосредоточенным не исчезает.

Бальций Надежда Мирославовна — к.п.н, семейный психолог, сексолог-консультант

задайте вопрос специалисту