задайте вопрос специалисту

Детские страхи и тревоги Что делать, когда ребенок боится.

В этой статье

    • Множество сторон детских страхов
    • Распространенные детские тревоги и страхи
    • Борьба со страхами у младенцев и детей ясельного возраста
    • Ослабление страхов у дошкольников
    • Как убрать страх у детей школьного возраста
    • Общие рекомендации для любого возраста

Вещи, которые оживают ночью.    Проклятие «Бабайки».   Грубый упрек учителя.    —   Что у них общего? Много: все это типичные детские тревоги и страхи.

Взрослый человек хорошо понимает, что беспокоиться не о чем (во всяком случае, так сильно). Но попробуйте рассказать это своему ребенку! Как родители могут существенно повлиять на то, насколько хорошо их ребенок справляется с такими страхами — вот несколько идей, которые могут помочь.

Множество сторон детских страхов

Не все страхи плохи. На самом деле небольшой страх существует ради самосохранения. Без страха мы бросились бы с головой в то, чего не должны делать никогда.
Некоторые страхи имеют эволюционный характер. например, многие дети — и взрослые — продолжают бояться вещей, выходящих за рамки их опыта. Их мозг устроен так, чтобы защищать их, например, от укуса змеи, хотя некий «средний» человек может никогда в жизни не встретить живую змею, и не важно, ядовита она или нет.

Некоторые дети бурно реагируют на сильные эмоциональные переживания и даже испытывают тревожные расстройства. Но чаще всего детские страхи — это предсказуемый обряд посвящения.

Распространенные детские тревоги и страхи

«Пейзаж тревожности» вашего ребенка со временем меняется. Некоторые из наиболее распространенных детских тревог, которые он может испытывать на разных этапах развития:

Страхи младенца или малыша

  • Громкий шум или резкие движения
  • Большие надвигающиеся объекты
  • Незнакомые люди
  • Отделение от родителей
  • Изменения в доме

Страхи детей дошкольного возраста

  • Темнота
  • Шум ночью
  • Маски
  • Монстры и призраки
  • Животные, такие как собаки

Страхи в школьные годы

  • Змеи и пауки
  • Бури и стихийные бедствия
  • Оставаться дома одному
  • Страх перед рассерженным учителем
  • Страшные новости или телешоу
  • Травма, болезнь, врачи, выстрелы или смерть
  • Страх неудачи и отказа

Борьба со страхами у младенцев и детей ясельного возраста

В идеальной ситуации мир младенца окружен родительской безопасностью и чувством спокойствия. Все, что этому мешает, — например, громкий шум или посторонний человек — вызывает страх. Первая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы сохранять спокойствие младенца, — это установить предсказуемый распорядок дня. Второе, — сведите к минимуму количество опекунов в жизни вашего ребенка. Надежная связь с вашим ребенком, которая устанавливается через регулярные прикосновения, зрительный контакт, разговоры или пение — создает основу доверия, создавая защиту вашему ребенку от будущих тревог.

Ослабление страхов у дошкольников

По мере роста, мир дошкольников расширяется, но они продолжают бояться новых мест и людей. Новые познания вызывают страх перед неожиданностями.
С одной стороны, это результат конкретного опыта, с другой — результат развивающегося воображения. С этой точки зрения, возможность представить себе, что в темном шкафу действительно ничего не прячется, — прекрасное достижение. Но в этом возрасте они еще недостаточно овладели навыками, чтобы научиться успокаивать себя.
Как они устанавливают связь между разумом и эмоциями?
Маленькие дети в возрасте 4 или 5 лет хорошо умеют отличать воображаемое от реального — если только это не связано с чем-то пугающим. Когда эмоция реальна, им трудно определить, что сопутствующий ей опыт тоже ненастоящий.

Как вы можете помочь своему ребенку справиться с подобными страхами?
В любом возрасте разбейте задачу на маленькие шаги. Займитесь изучением этой большой темной пещеры в чулане, превратив ее во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции, вы помогаете сжечь тревогу. Будьте изобретательны: зайдите в темную комнату и почитайте книгу при свете фонарика. Сделай пять глупых рожиц и немедленно уходи. Разыграйте 20 вопросов. Все это приведет вашего ребенка в другое настроение. Практикуйтесь как можно чаще для достижения наилучших результатов.

Собаки — еще один серьезный страх для дошкольников. Собаки часто бывают большими, шумными и стремящимися подпрыгнуть и облизать — не лучшее сочетание для маленьких. Не поддавайтесь искушению либо чрезмерно защищать ребенка, либо успокаивать: «Все в порядке, давай!». Вместо этого дайте ребенку возможность получить непосредственный и безопасный опыт. Поговорите с владельцем собаки и спросите: «Дружелюбна ли собака? Можем ли мы сказать «привет»?». Или спросите своего ребенка: «Собака виляет хвостом? Это признак дружелюбной собаки». Если у вас есть друг с собакой, договоритесь с ним о том, чтобы ваш ребенок понаблюдал, как собака спит. Это позволяет безопасно войти в мир собак.

Уже будучи что в возрасте трех — четырех лет дети могут столкнуться с тем, что ожидание будущего может вызывать беспокойство.

Примерно к 7 годам они обнаруживают, что негативные мысли могут вызвать у них плохое самочувствие, и это происходит раньше, чем они поймут, что позитивные мысли могут помочь им почувствовать себя хорошо. Несмотря на это понимание, дошкольникам не хватает внимательности, чтобы перенаправить свои мысли, что объясняет, почему попытки отговорить маленького ребенка от его страхов непродуктивны. Еще более ощутимая помощь – это предложить ребенку рисовать картинки в «дневнике счастья», к которому, когда он становится старше, можно добавлять слова или описания.

Как убрать страх у детей школьного возраста

Неудержимый поток знаний и опыта в школьные годы знакомит детей с большим количеством реальных опасностей: пожарными учениями, грабителями, штормами и войнами. Наступает реализм.

Однако не думайте, что вы точно знаете источник страхов вашего ребенка. Если ваш ребенок избегает посещения бассейна, разве это означает, что он боится воды или несчастного случая? Ведь может оказаться, что источник страха — это свисток спасателя? Единственный способ узнать наверняка это – спросить самого ребенка.

С младшими школьниками страхи можно в буквальном смысле нарисовать. Попросите их нарисовать две картинки: на одной они сами в пугающей ситуации, где в облачке над их головой («грозовой тучке») записаны их пугающие мысли, а на второй картинке – та же ситуация, но в облачке («солнечном облачке») расположились более спокойные и реалистичные мысли.

Ребенок, который боится наказания учителя, может говорить: «Учитель отведет меня к директору, если я забуду домашнее задание». Но «солнечное облачко» может сказать: «Мой друг Саша забыл про домашнее задание, но учитель только попросил его каждый раз записывать задание в дневник».

Эта техника помогает детям найти связь между тем, как они себя чувствуют и реальной ситуацией, когда они сами рассказывают себе эти две совершенно разные истории.

Дети, которые боятся стихийных бедствий, также могут изменить образ мышления, обучая своих родителей тому, что они узнали в школе о штормах, наводнениях или землетрясениях. Это помогает им по-другому взглянуть на ситуацию.

Эти техники хорошо подходят для детей, которые более когнитивно ориентированы.
Для детей, которые физически напряжены, много беспокоятся по вечерам и беспокойно спят, правильным решением могут быть методы релаксации.

Достоинства этой практики заключаются в том, что не сложно организовать собственные упражнения, включающие в себя глубокое дыхание, утверждения и мышечную релаксацию.
Еще одно преимущество заключается в том, что вам не нужно проходить специальное обучение или иметь ученую степень. И вам не обязательно быть богатым для этого. Все, что вам нужно сделать, это прослушать компакт-диск или прочитать книгу по релаксации.

Общие рекомендации для любого возраста

Когда ваш ребенок боится – не важно, 5 ему лет или 15, — не забывайте относиться к его страхам с уважением.

Не пытайтесь отговорить ребенка от страха.
Сохраняйте спокойствие и уверенность. То, КАК вы говорите с ребенком о страхах, так же важно, как и то, ЧТО вы говорите.
Помогая ребенку противостоять страхам, выясните, как ему комфортнее всего это делать. Не требуйте от него слишком многого, но и не давайте ему избегать решения проблемы. Как бы успешно он не уходил от проблемы, избегание не избавит его от беспокойства.
Практикуйте для помощи разные способы: рисование, плюшевые игрушки или ролевые игры.
Вознаграждайте усилия и успехи ребенка — большие или малые.

Врач психотерапевт, семейный и детский Виткин Михаил Маратович,

Семейный и детский психолог Бальций Надежда Мирославовна

задайте вопрос специалисту