Есть много разных терминов, которые по сути обозначают одно и то же — девиантное поведение. Если вы слышите «отклоняющееся, асоциальное, антисоциальное поведение», «расстройство поведения», «семейная дезадаптация», «социальная дезадаптация» — то все это об одном: подросток нарушает некие принятые в обществе нормы, порой не только нравственные, но и правовые, и не соответствует требованиям семьи, школы и общества в целом.
Как проявляется девиантное поведение
Школьник
- слишком часто дерется;
- хулиганит;
- жесток по отношению к сверстникам или животным;
- портит чужие вещи;
- поджигает что-либо;
- ворует;
- часто лжет;
- прогуливает школу, нарушает правила школьной дисциплины;
- уходит из дома, бродяжничает;
- ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.
Виды девиантного поведения
Отклонение может быть двух видов.
- К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, поскольку она является усложнением следующей.
- Второй вид — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки.
Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.
Причины девиантного поведения
Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания.
К изначально предопределенным причинам отнесем:
- генетические дефекты развития,
- родовые травмы,
- нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.).
Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка.
Условия риска девиантного поведения
В семье:
- антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
- неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
- нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
- физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).
В школе:
- приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
- сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
- ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.
Процесс формирования девиантного поведения
Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так:
1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе.
2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил.
3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом.
4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов.
- Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины. Его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи детского психолога.
- Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет. Он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.
Профилактика девиантного поведения
Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание на:
- семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье;
- психологическую атмосферу, окружающую их ребенка в школе или детском саду.
В отношении семейного окружения постарайтесь:
- Создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности.
- Обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено.
- Сформировать (в первую очередь для себя) ясное представление о том, на основе каких принципов вы воспитываете своих детей. Каких целей пытаетесь достичь. Эффективны ли ваши способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред.
- Важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям. Ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.
В отношении взаимодействия в школе (и шире — за пределами дома):
- Выясняйте и учитывайте мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания. Особенно тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
- Постарайтесь обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.
- Для развития эмоционального и социального интеллекта ребенка разъясняйте эмоциональные состояния свои и других людей в ситуациях взаимодействия. Например, что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше. А значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать некорректным способом.
Коррекция девиантного поведения
В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.
- Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.
- Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
- Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями.
Стратегии коррекции
Первичная встреча позволяет выявить необходима ли семейная терапия или будет достаточно лишь психологической работы с ребенком в случае недостаточного развития у него социальных навыков.
Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками. Обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.
В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.
Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!
врач высшей категории, психотерапевт, семейный психотерапевт Виткин Михаил Маратович
к.п.н. медицинский психолог, детский психолог Бальций Надежда Мирославовна