Шпаргалка от детского психолога.
Мода приходит и уходит. Технологии вводят новшества. Новые жаргонные слова выходят на первый план. Но одна вещь никогда не меняется: когда дело доходит до старшей школы, что делать после ее окончания– вот о чем беспокоятся подростки.
Сегодняшние дети разделяют ту же тревогу на темы о сексе, наркотиках и алкоголе, которую испытывали в течение десятилетий еще до их рождения другие поколения, включая и родителей этих подростков. Они беспокоятся о своем образовании и вообще о будущем за пределами родительской заботы и покровительства. Они опасаются, что хорошей рабочей этики просто недостаточно для борьбы с растущей конкуренцией за бюджетные места в вузе. И они открыто жалуются, как мало взрослых их слушают.
Поэтому подростковые психологи призывают присмотреться к своим детям и задуматься над тем, что беспокоит их в подростковом возрасте. Ниже приведем несколько наводящих тем.
- Подросткам нужен откровенный разговор о сексе. Обсуждение вопросов знакомства и секса имеет первостепенное значение. Тем не менее, многие родители либо слишком опасаются говорить о сексе, либо, возможно, не затрагивают эту тему с раннего полового созревания, полагая, что они когда-то сами схватывали основы, так зачем мешать детям самим разобраться что к чему?! Единственное, что остается неясным: как тогда дети узнают о сексе и беременности!? – От своих сверстников, конечно. Не стоит при этом забывать, что некоторые дети учатся на ошибках других, так же, как эти другие влияют на более рискованные поступки своих сверстников.
Например, детские психологи признают, что большинство подростков считают, что оральный секс – это вовсе не секс. В их глазах это не часть полового акта, а просто более откровенные ласки.
Поэтому постарайтесь организовать вашему подростку безопасное место для открытого обсуждения любых возможных вопросов о проблемах секса и отношений. Помните, что ему нужна беспристрастная, конфиденциальная аудитория. Возможно, вы сможете справиться с этим самостоятельно, но, скорее всего, в связи со сложившейся историей семейного общения сначала нужно обратиться за помощью детского психолога. После чего уже произойдет обсуждение с мамой и папой.
- Проявите уважение. Разрешите детям говорить. Слушайте. И только затем выносите свою оценку. Очень важно ценить чувства детей и относиться к ним как к личностям. Даже если вы не согласны с их позицией по какому-либо вопросу, уважение к их праву говорить дает возможность для дальнейшего обсуждения. Задавая вопросы, вы учитесь понимать своего подростка. Если ребенок говорит «Я влюблен», спросите «Что это значит для тебя?». Слушая ответы, вы многому научитесь.
- Побуждайте подростка анализировать результаты своего выбора. Для этого можно разыгрывать разнообразные конкретные ситуации. Будь то наркотики или алкоголь, отношения или академическое будущее. Попросите вашего ребенка взглянуть на выбор, который он делает, и спросите как ситуация будет развиваться дальше, как окружающие воспримут результат ее развития, достигнет ли он желаемого. Такие рассуждения содержат возможность заставить их думать самостоятельно.
- Относитесь серьезно к стрессу в связи с академическим обучением. Психологическое давление в результате желания достичь лучших результатов и поступить в более престижный вуз– может быть чревато негативными последствиями для подростковой психики. Кроме того, родителям не следует заблуждаться и попадать в достаточно распространенную ловушку «Куда бы лучше поступить моего ребенка?» вместо «Кто мой ребенок и где ему будет лучше? Каким образом он сможет раскрыть себя и достичь успеха?».
Бальций Надежда Мирославовна — к.п.н, детский психолог, семейный психолог, сексолог-консультант