Миф No 2: «Психотерапевт подтвердит мой худший страх(и)».
Реальность: у многих людей есть тайный страх, что с ними что-то принципиально неправильно. Трудно сказать с уверенностью, откуда этот страх исходит, и есть, вероятно, несколько факторов, способствующих его возникновению, но ощущение собственной несостоятельности, неадекватности, бесполезности и неправильности свойственно многим людям.
Факт в том, что нет людей, которые рождаются с психологическими дефектами, но при этом и никто не застрахован от недостатков. Наша жизнь всегда наполнена разного рода проблемами и часто доставляет душевную боль. На долю каждого человека выпадают страдания, страх, одиночество, потери и печаль. Каждый страдал хоть раз в жизни от предательства, чувствовал беспокойство, испытывал вину, стыд, и другие болезненные чувства. Никого не миновала чаша сия. Никого.
Чтобы защитить себя от боли, человек часто вырабатывает для себя защитные стратегии. Благодаря этому, в ответ на боль включается тревога или гнев, человек впадает в депрессию, увлекается самокритикой, впадает в перфекционизм, трудоголизм, гиперкомпетентность или проблемы с едой и всевозможные зависимости. Это те механизмы психологической защиты, которые помогают справляться с болью, но часто они превращаются в самостоятельные проблемы, являясь источником нарушений в нормальной жизни, и заставляют обратиться за помощью к психотерапевту.
В качестве примера рассмотрим девочку-подростка, которая постоянно очищает свой желудок, чтобы бороться со своим весом. Та ее часть, которая это делает, пытается помочь ей пережить презрение сверстников и чувство стыда, которое она испытывала, когда ее дразнили и отвергали. В этом смысле мы видим, что ее намерение и сама защитная часть хороши. Проблема, конечно же, в том, что, использование таких методов снижения веса как защиты, не позволяет ей высвобождать чувства и убеждения, которые у нее возникли, когда ее дразнили за ее вес. Защита не дает ей принять свое тело и испытывать любовь к себе, со временем он разрушает пищевод и вызывает гастроэзофагеальный рефлюкс, болезненную и хроническую болезнь пищеварительной системы.
Что я пытаюсь сказать: эта очищающая часть и все другие защитные стратегии, независимо от разрушения, которые они могут причинить себе и другим, — это хорошие части. Почему это важно понимать? Поскольку мы рождаемся без недостатков, а все защитные и разрушительные действия, которые мы предпринимаем, в принципе хороши, оказывается, что нет такой вещи, как недостаток.
Понятно, что это обычно тот момент, когда некоторые люди встают с ног на голову и утверждают, что существует чистое зло или чистая медицинская патология.
Давайте посмотрим.
Действительно, в этом мире есть люди, которые совершают деструктивные и бессердечные поступки по отношению к другим. Обычно, это либо социопаты, у которых нет физической способности к сопереживанию или раскаянию (важно: есть много социопатов, которые являются производительными членами общества) или люди, у которых включилась, как описано выше, система защиты. Поэтому чаще всего те, кто прибегает к насилию и жестокому обращению, сами полны боли, 99% из тех, кто злоупотреблял насилием, являются заложниками того, что Зигмунд Фрейд назвал обязательностью повторения — психологическим явлением, которое описывает образец повторяющегося поведения или воссоздание переживания, которые были тяжелыми или травматичными в начале жизни.
Вот еще один клинический пример, который демонстрирует как обязательность повторения, и даже разрушительные защитные механизмы остаются единственным способом реализовать позитивное намерение. Много лет назад у меня был пациент мужчина, подвергшийся в детстве сексуальному насилию со стороны его отца. Этот случай был ужасно запутанным, потому что, хотя его отец нарушил доверие, которое должно существовать между отцом и сыном, и нарушил обязанности отца, которые подразумевают не причинение вреда его детям, этот акт заставлял пациента чувствовать любовь и привязанность своего отца. В результате мой пациент боролся с порывами проявлять такое же насилие над другими, чтобы они могли испытать очевидную любовь и привязанность, которые для него остались связанными с насилием, которые он перенес.
Это обусловливание является мощной и часто упускаемой из виду частью принуждения к сексуальному насилию. Опыт показывает, что для тех, кто действительно понимает цикл обязательности повторений, очевидно, что преступники, как это ни парадоксально, нуждаются в первую очередь в психотерапии. Я не оправдываю сексуальных преступников и не потворствую их поведению, я просто заявляю, что эти люди, когда они не проявляют себя социопатами, глубоко психологически ранены, часто из-за того, что они сами были жертвами насилия.
Конечно, если вы или кто-то, кто рядом с вами, подверглись сексуальному насилию, вам может быть трудно это принять, пока вы не завершили процесс исцеления, — но я призываю вас взглянуть на ваш гнев и осуждение с точки зрения боли, которую нужно исцелить каждому.
Рассмотрим идею о том, что наличие медицинской патологии указывает на изъян: действительно, есть люди, которые рождаются с чисто органическими, то есть генетическими, биохимическими, или невропатологическими отклонениями. Некоторые люди имеют проблемы с психикой не в результате жизненного опыта, а в результате их врожденного физического недостатка. Определенные формы проблем с настроением, такие как депрессия и биполярность, похоже, полностью органичны в природе, как и многие психотические расстройства. В этих случаях для врача имеет смысл, рассматривать эти проблемы как патологические, требующие скорее адаптации к существующему состоянию. Однако, таких пациентов меньшинство, большая часть пациентов, приходящих на психотерапию, вообще не ущербны, их проблемы носят характер расстройств, подлежащих безусловному исправлению.
Вернемся к мифу о том, что психотерапевты подтверждают худшие опасения. Хороший психотерапевт не только НЕ подтвердит ваш худший страх, а еще и поможет вам тщательно изучить те особенности вашей истории, которые побудили вас к психотерапии. Во многих случаях непредвзятый взгляд со стороны, с намерением глубоко понять, какая ваша часть пытается помочь, а какая помешать прогрессу, уже начинает процесс исцеления. Положительный результат психотерапии — это способность человека иметь лучшие внутренние отношения между частями своей личности, что достигается совершенствованием самосознания. В большинстве случаев депрессия, беспокойство, горе, гнев, самокритика и другие проблемы не нуждаются в медикаментозном лечении, преодолении, компенсировании или когнитивном противодействии; они должны быть просто поняты, оценены и поддержаны … с любовью. В заключение мы приходим к выводу, применимому для большинства людей: у вас не было порока.
· У вас нет изъяна. Вы нормальный человек. Часть, которая вам в себе не нравится, не нужно уничтожать, этой части просто нужно ваше внимание и сострадание.
· Вам не нужно беспокоиться о том, что психотерапия вынесет недостатки на поверхность.
· Могут быть вещи, которые нуждаются или хотят, наконец, проявиться, но в здоровой психотерапии эти вещи будут обсуждаться, а не осуждаться.