задайте вопрос специалисту

Алкоголизм: кодирование или лечение?

Вокруг проблемы, связанной со злоупотреблением спиртным существует такое количество бытующих мнений и мистификаций, что порой трудно понять, что же это такое на самом деле: заболевание (а, значит, которое просто лечится до победного конца) или какое- то социальное отклонение в поведении, связанное с воспитанием, силой воли и прочими обстоятельствами.

Почему существует так много специализированных клиник и способов лечения, а однозначного результата никто, по сути, не гарантирует?

И как выбрать, каким способом прекратить это употребление, если оно приносит уже больше негатива, чем положительных эмоций? Какой из способов или методов сыграет роль волшебной таблетки, которая решит все проблемы?

Пора представиться: я – врач высшей категории, психотерапевт и психиатр-нарколог, проработавший почти 30 лет с пациентами, страдающими алкогольной зависимостью.

Возможно, то обстоятельство, что это не единственный для меня контингент, проблемы которого я решаю, дало мне возможность увидеть и понять происходящее в целом, а не только с точки зрения решения локальных вопросов. Собственно, этим пониманием и готов с вами поделиться.

Итак, во-первых:

Будем называть вещи своими именами. Человек дошел до момента в жизни, когда при всем его понимании того, что его поведение, связанное со спиртным, стало ненормальным для его среды обитания, самостоятельно, или под влиянием родных и близких принимает решение обратиться за помощью. Звучит красиво, но! Обратите внимание: не изменить свое поведение, а получить помощь в виде какой-то методики или препарата, на который можно и нужно переложить всю ответственность за дальнейшее развитие событий. Вот из этих соображений пациент и выбирает метод.

Очень часто слышу от тех, кто обратился ко мне впервые: «и после этого я не буду пить?» — ну, откуда я знаю, что вы решите делать, выйдя из кабинета после «кодирования»? – купаться в фонтане зимой, работать или ходить на руках по Бродвею? – это ваш выбор.

С моей точки зрения, выбор методики – это, всего лишь, выбор двери автобуса, через которую вы хотите выйти, обнаружив, что он увозит вас совсем не туда, куда вам хотелось. И каждая остановка в степи, где направо: — «э-ге-гееей!»  ни души, и налево: «э-ге-гееей!» — и вовсе ничего на сотни километров, все дальше и дальше от целей, о которых вы мечтали, от семьи, родных, близких…

Теперь, во-вторых.

Не так важно, через какую дверь вы решите выйти: все они ведут…по сути, В НИКУДА.

Назовите, как вам больше нравится: степь, нейтральная полоса, зона ожидания. Там ничего нет. Там нет интересов, увлечений, любви и страстей. Ни любимой работы, приносящей удовлетворение, ни душевного тепла. Просто прекратилось употребление спиртного, прекратилось получение временной эйфории и забытья. Правда, и похмелья тоже больше нет, но это не спасает ни от тоски, ни от апатии, ни от депрессии и сожалений.

Сколько можно выдержать в такой пустоте, помня о том, что спиртное и согревало (в том числе, душу), и отодвигало все проблемы, и позволяло легко находить простое приятное, по мере повышения градуса, общение и друзей? Три месяца, полгода? Естественно, весь этот период сопровождается раздражением, замкнутостью, отсутствием всяческих желаний (даже если это скомпенсировано трудоголизмом), и нетерпеливым ожиданием конца срока «кодировки». Чаще всего, алкозависимые приходят ко мне с запросом «не хочу больше пить», и мне приходится спрашивать в ответ: «а чего хотите?» — ведь если вы остановите такси и скажете таксисту: «я не хочу ехать туда», он, скорее всего, посмотрит на вас, как на…с удивлением, и спросит: «а куда хотите?».

Ну, и в-третьих:

Побеждают в этой «игре» только те, кто пересек «нейтральную полосу» в обратном направлении и вернулся «на родину», ну, или с трудом, но дошел до остановки автобуса в обратном направлении и сел в автобус, везущий его к поставленной цели.

Собственно, вот эту часть, — возвращение в реальную жизнь человека, пережившего тяжелый и сложный период, я и называю основным процессом лечения. Здесь тоже много «дверей» для возвращения, и выбираются они строго индивидуально в процессе планирования и проведения психотерапии.

Очевидно, что в этом процессе нет ни запугиваний, ни страха, ни чувства вины. Как это ни парадоксально, в отличие от 12 шагов, здесь нет групповой работы и заявлений, типа «я – Серега, и я – алкоголик» — это тоже часть не той игры. Здесь, скорее, присутствует не произносимое вслух: «я – человек, у которого есть чувства, желания, цели и силы их осуществить».

Думаю, достаточно понятно, что в рамках одной статьи невозможно описать все разнообразие случаев и степеней алкогольной зависимости с соответствующими проявлениями, в том числе, и на уровне физиологии, однако, смею утверждать, что в той или иной степени, описанная мной схема работает всегда.

 

Врач психотерапевт высшей категории

Виткин Михаил Маратович

задайте вопрос специалисту